Младший школьный возраст (6-10 лет)

Возраст от 6 до 11 годов является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется ее статус - она становится школьником, то приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У нее появляются обязанности, которых у нее раньше не было. Если в предыдущие годы основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на ее место приходит целеустремленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и переделывает огромные объемы информации. И главный вопрос, который появляется перед родителями 7-летних детей, это: «Готов ли мой ребенок к школьной учебе?» Чаще всего под такой готовностью имеется в виду умение ребенка читать, считать, писать. Но в действительности готовность ребенка к учебе охватывает значительно более широкий круг вопросов. В первую очередь, обязательно следует оценить физическое развитие ребенка, ориентируясь на нормативы, которые приведены в табл. 1.

Достижение этих нормативов свидетельствует о физических возможностях ребенка приспособиться к требованиям школы. Если же имеются отклонения (меньшее количество постоянных зубов, дефицит или избыточная масса тела, низкий рост), следует обратиться за специальной консультацией к врачу с целью определения возможностей ребенка поступать в школу или целесообразность определенной отсрочки с соблюдением на это время условий, которые обеспечат коррекцию физического развития.

Кроме физической зрелости, важно также определить психологическую готовность ребенка к школьной учебе, то есть соответствие основных качеств ребенка определенным вековым нормам. Психологическую готовность ребенка к учебе определяют психологи при вступлении в школу или, при отсутствии психолога в школе, родители могут обратиться к психологу в поликлинике или в специализированных центрах. Что же с показателем сформированной психологической готовности к школе? Во-первых, это готовность ребенка к новой социальной роли, к статусу школьника. Большинство детей в конце дошкольного возраста стремятся стать школьниками, ориентируясь в основном на внешние признаки школьной жизни - портфель, форма, уроки, собственный стол, новые друзья и тому подобное. Но, чтобы ребенок успешно учился, необходимое ее собственное желание познавать что-то новое. Учиться, иметь «серьезное» дело, ответственные поручения. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учіння как к важной деятельности, более важной, чем игра дошкольника.

Во-вторых, это умение ребенка регулировать свое поведение. Ребенок должен придерживаться правил, требований, установленных учителем, определенных нормативов поведения, целеустремленно воспринимать, запоминать информацию, уметь преодолевать посильные трудности, придерживаться инструкции, направлять свою активность на решение учебных заданий и тому подобное.

Третьим показателем психологической готовности до учебы является общий уровень умственного развития, а также ровные владения умениями и навыками, которые помогут ребенку изучать те или другие предметы. Ребенок должен прийти к школе с достаточно высоким кругом знаний об окружающем мире, с развитыми восприятием и мышлением (уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать материал), а также ребенок должен владеть начальными учебными умениями (помнить задание, выбирать самый эффективный способ выполнения, критически оценивать результат).

Наконец последнее, что имеет значение для эффективной адаптации ребенка к условиям учебы - это умение строить свои взаимоотношения с учителем и однолетками. Ребенок должен уметь спокойно и по-деловому обратиться к взрослому с вопросом, попросить у товарища помощи или предложить свою, согласовать свои интересы с интересами партнеров в игре или другом виде деятельности.

Таким образом, психологическая готовность к школьной учебе - это разносторонняя характеристика ребенка, с помощью которого можно достать представление об уровне общего развития будущего школьника, о тех психологических качествах, которые будут иметь решающее значение для успеваемости на начальном этапе учебы. И родители могут помочь своему ребенку адаптироваться в дальнейшем к учебе, развивая ее определенные умения и качества.

В 6-летних, а часто и у 7-летних детей еще сохраняются присущие дошкольникам вековые особенности:

* у них доминирует непроизвольная память, в результате чего запоминается не то, что нужно, а то, что интересно;
* внимание обращается на все яркое, цветное, ребенок не может сосредоточиваться на работе дольше 15-20 хв.;
* стремится изучать все прежде всего наглядно действенным и наглядно образным способом, непосредственно выполняя действия по предметы или представляя эти предметы.