Отношения с учителем, однолетками и родителями

В первом классе самой авторитетной фигурой для ребенка является учитель (как правило, учительница), которому ребенок верит безгранично, подчиняется ему, подражает ему. В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только «все знает», но и потому, что ему «все» подчиняются. Учительница может вызывать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». То, что «Мария Ивановна сказала», становится наивысшим критерием истины. При этом доверие, любовь к учителю не зависят от черт самого педагога. Ученики одинаково любят и принципиальную, и либеральную, и требовательную, учительницу, потому что она первая.

Во втором и третьем классах личность учителя становится менее значимой для ребенка, но теснее становятся ее контакты с одноклассниками. Отношения ребенка к друзьям и именно пониманию дружбы определенным образом изменяются в течение периода младшего школьного детства.

Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играется, с кем чаще встречается. Выбор вторая определяется внешними причинами: деть сидят за одной партой, живут в одном доме и тому подобное. В этот период дружественные связки непрочны и непродолжительны, они легко образуются и достаточно легко разрушаются.

Между 8 и 11 годами деть считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается по просьбе и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми важными становятся такие черты личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, искренность, уверенность, в себе.

О растущей роли ровесников свидетельствует также тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от меньших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников и друзей.

На момент перехода в среднюю школу у ребенка происходит резкое переключение от интереса к взрослым на интерес к ровесникам. При этом значительно снижается интерес к родителям. Ребенок становится менее эмоционально зависимым от родителей (матери). Более того, в этом возрасте и должно начинаться постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и получение ею независимости и самостоятельности. Следовательно, в младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей хранит свое воспитательное значение, но он должен быть менее
опекающим и более тонким. К тому же лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе - это предоставить ребенку возможность самостоятельно принимать решение.
Об оценках

Огромную роль в поддержке желания учиться играют оценки, которые получает ребенок. Часто оценка из знака успеха (неуспеху) превращается в оценку ребенка в целом. Этому часто способствуют и взрослые (родители, знакомые, а часто и незнакомые), интересуясь у детей их оценками в школе и выражая удовлетворение лишь наивысшими. Другие же оценки у них вызывают реакцию разочарования, которая травмирует ребенка.

А потому, уважаемые родители, не поддерживайте культ оценок, обращайте внимание на то, какие знания получил ребенок, что она выучила, какие усилия к этому приложила.

Представление младшего школьника о себе складывается на основе тех оценок и реакции на результаты его учебы, которые он получает от учителя и родителей. Неуспевающий ученик считает себя плохим ребенком, ни к чему неспособной, некомпетентной и неполноценной . В то время, как у отличников оценка себя является завышенной, они уважают себя, верят в свои силы и с оптимизмом подходят к решению любой задачи

Никогда в разговоре с ребенком не сравнивайте ее с другими детьми, пытаясь побуждать ее к лучшему поведению или к лучшим результатам.

Это приводит лишь к агрессивной реакции и к желанию сделать наоборот. Эффективнее и более конструктивно сравнивать лишь успехи вашего ребенка - то, которое было вчера и что есть сегодня: «Молодец, вчера сделала 4 ошибки, а сегодня лишь 1».



О поощрении

Часто родители допускают и такую ошибку: отдают детей в разные кружки, развивающие школы. Но при этом они хотят этого вместо ребенка, а не вместе с ребенком. И выходит так, что им придется тянуть против течения. И если родители настаивают на «правильных» увлечениях, то ребенок с той же настойчивостью начинает заниматься «неправильными» делами: не важно которыми, лишь бы своими. Выходит парадокс: своими стараниями родители отталкивают детей от серьезных занятий и ответственности за собственные дела.

Личность и способности ребенка развиваются лишь в той деятельности, которой она занимается по собственному желанию и с интересом.

«Можно затянуть коня в воду, но нельзя заставить его пить», - говорит мудрая пословица. Значительно эффективнее поприсмотреться, чем больше всего увлекается ребенок, и развивать ее интересы. В этом случае ваша лодка пойдет по течению.

Но ценнее всего, что вы, родители, можете сделать для своего ребенка, это любить ее и демонстрировать ей свою любовь.

Потребность в любви, в необходимости близким людям - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что она для вас самая драгоценная, жизненно нужная, что она просто хорошая. Можете это обнаруживать многими способами: приветливым взглядом, ласковыми прикосновениями, объятиями, откровенными словами («Я совет тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Мне хорошо, когда мы вместе», «Который ты у меня красивый»).

Принимайте своего ребенка безусловно. Не за то, что она красива, умна, способна, помощник, а просто за то, что она есть. При этом вы можете не одобрять отдельные действия ребенка, а не ребенка, в целом. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя защищенной вашей любовью.

* Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте ее внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ей заподозрить, что вас мало интересует то, о чем она говорит.
* В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это озлобит ее и приучит до того, что учитывать следует лишь на силу.
* Не давайте обещаний, которых вы не сможете выполнить. Это покачнет веру ребенка у вас.
* Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних. Если вы скажете ей все спокойно, с глазу на глаз, она зверне намного больше внимания на ваши слова.
* Если вы хотите развить в ребенке определенные качества, относитесь к ней так, как будто они у нее уже есть.
* Ребенок учится на собственном опыте, потому не следует оберегать ее от последствий собственных ошибок, это воспитывает ответственность и уверенность в себе.