Методические рекомендации относительно организации работы с родителями в современном заведении образования

Важной составляющей учебно-воспитательного процесса современного заведения образования является организация работы с родителями, семьями учеников.

В новых условиях общественного, образовательного и технического развития законодательство Украины четко определяет пределы ответственности семьи за учебу и воспитание детей: именно родители или лица, которые их заменяют, обязаны постоянно заботиться о своих детях, создавать надлежащие условия для развития их естественных способностей, укрепление физического здоровья, получения общего образования, и другое.

Семья - это первичная естественная среда, источник духовной и материальной поддержки для ребенка.

Среди многих функций, которые выполняет семья, важнейшая, - воспитательная. Однако кризисные явления, присущие современному украинскому обществу, экономические трудности тормозят адаптацию семьи как социального института к новым условиям, негативно отражаются на ее воспитательной роли. Сегодня семья не готова взять на себя всю ответственность за социализацию детей.

Семья не является изолированной микросредой: многоканальные связки соединяют ее с обществом; разнообразные внешние факторы влияют на ее воспитательную функцию. Важно место здесь принадлежат заведениям образования, педагогам, которые благодаря профессиональному образованию владеют необходимыми психолого-педагогічними знаниями, профессиональными умениями и навыками, выступают важной составляющей в педагогическом треугольнике "ребенок - родители - учитель".

В современных условиях координация воспитательных действий семьи положена на образовательное заведение и от того, как организована и реализована работа с родителями учеников в значительной мере зависит успеваемость процесса учебы и воспитания детей. Важным заданием является широкое привлечение родителей, всех взрослых членов семьи, к сотрудничеству с педагогическим коллективом, к активному участию в жизни учебного заведения, класса.

Установление и поддержание педагогической співдії "діти-батьки-педагоги" необходимо выстраивать на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равноправном партнерстве.

Основой такой співдії должно стать единство в отношении к ребенку как к наивысшей ценности.

В последнее время наблюдается определенное сужение этого аспекта деятельности образовательного заведения и учителя, самоустранения педагогических коллективов, от работы с семьями учеников. Актуально организация работы с родителями детей разных возрастных групп, в семьях с разным типом семейного неблагополучия, формирования педагогической культуры всех взрослых членов семьи, на новой методологической основе с применением инновационных педагогических технологий.

Речь идет о таком содержании педагогической деятельности учителя, который направляется на повышение готовности родителей к воспитанию детей, на осознание ими важности ответственного отцовства, на передачу всем взрослым членам семьи определенной психолого-педагогічної, фізіолого-гігієнічної, правовой и тому подобное информации, на формирование у них соответствующих практических умений и навыков.

Именно на этом отмечал в ответе на ІІ Всеукраинском съезде работников образования Украины Министр образования и науки В.Г. Кремень, подчеркнув, что беспокойством просветительской общественности должно стать существенное повышение педагогической культуры в обществе и в каждой семье в частности, то есть учреждение своеобразного педагогического всеобуча в стране.

Организация работы с родителями учеников в современном образовательном заведении должна осуществляться за такими основными направлениями:

*
1. изучение семей учеников, их воспитательного потенциала;
*
2. включение родителей, всех взрослых членов семьи, в учебно-воспитательный процесс как равноправных участников, интеграция усилий и гармонизация взаимоотношений педагогического коллектива и родительской общественности в создании благоприятных условий для эффективной работы образовательного заведения;
*
3. формирование педагогической культуры современной семьи та помощь родителям в их психолого-педагогічній самообразовании;
*
4. коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.

Организация работы с родителями в образовательном заведении - многоаспектная и имеет значительные педагогические возможности. Успех в организации работы с родителями в большой мере зависит от личности и авторитета педагога, его профессиональности, высоких моральных, человеческих качеств, умения общаться с родителями, с коллегами, с детьми. Особенное место в этом процессе занимает классный руководитель, который является первым, кто устанавливает контакт с семьей ученика, и чья компетентность становится лицом образовательного заведения.

Классный руководитель (учитель начальных классов) - это педагогический работник, который осуществляет педагогическую деятельность с коллективом учеников класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствует взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения заданий учебы и воспитания, самореализации и развития учеников (воспитанников), их социальной защиты.

В соответствии с "Положением о классном руководителе учебного заведения системы общего среднего образования" классный руководитель (учитель начальных классов) координирует воспитательную работу родителей, учителей, психолога, медицинских работников, других участников учебно-воспитательного процесса, из выполнения заданий учебы и воспитания в классном коллективе. Он имеет право вносить предложения на рассмотрение родительских собраний класса относительно материального обеспечения организации и проведения внеурочных мероприятий, посещать учеников (воспитанников) по месту жительства (по согласию родителей, опекунов, попечителей), изучать условия их быта и воспитания и тому подобное.

Рассмотрим первый аспект работы с семьями в современном образовательном заведении. Работа классного руководителя (учителя начальных классов) начинается из изучения семьи с точки зрения выполнения ею своей воспитательной функции с целью установления неформальных взаимоотношений между педагогами и родителями, создания базы сотрудничества относительно воспитания ребенка, определения условий и факторов, которые будут способствовать эффективной співдії семье и образовательного заведения.

Формами изучения воспитательного потенциала семьи могут быть посещения семьи ученика, переписки, с родителями, приглашение родителей к школе. Ознакомление с бытовыми условиями жизни ученика способствует представлению педагога о характере, интересах и наклонах ребенка, его отношения, к родителям, старшим и младшим членам семьи. Классный руководитель (учитель начальных классов) должен обратить внимание на то, как родители следят за соблюдением режима дня ребенка, выполнением, ею трудовых обязанностей в семье, наличие рабочего места для приготовления уроков, бібліотечки с учебной и художественной литературой. О посещении ребенка по месту жительства необходимо предварительно предупредить и получить согласие родителей.

Переписка с родителями может эффективно использоваться учителем для установления тесного контакта с родителями ребенка. Содержание писем может быть посвящено разным темам: благодарности, приветствия, вопросы и ответы, и тому подобное.

Приглашение родителей к школе целесообразно осуществлять, тщательным образом подготовив информацию об учебе ребенка, особенности ее поведения, и тому подобное. Заметим, что конкретное изучение семейного окружения ребенка, взаимоотношений, между родителями и детьми, существующей в семье атмосферы с целью определения средств, форм и методов педагогического влияния, на родителей стоит осуществлять в соответствии с Программой изучение семьи (подано в дополнениях).

Желательно также вести специальный "Дневник наблюдений семени учеников", в котором (форма произвольна) время от времени делать короткие записи. На основе систематизации полученных данных целесообразно составить "Педагогический паспорт семени", в котором записывать наиболее характерные для каждой конкретной семьи сведения. Форма такого "Паспорту" полностью произвольная и он не является постоянным документом. "Педагогический паспорт семьи" возобновляется, дополняется в течение всего периода учебы ребенка в школе.

Совершенное изучение семей учеников обеспечивается применением комплекса разнообразных методов: система характеристик, письменный опрос, анкетирование, метод документалистики, метод опосредствованного изучения семьи, метод наблюдения и прямого изучения семьи, творческие работы учеников. При этом важно придерживаться двух обязательных условий: каждый из методов должен применяться в органическом единстве друг с другом и выполнять относительно других компенсирующую и контролирующую функции. Этим, конечно, не решается арсенал приемов изучения семей учеников. Избирать их необходимо исходя из конкретных условий региона, образовательного заведения, класса.

Изучение семей учеников за предложенными методами поможет учителю получить обобщенные данные об атмосфере в семьи, характер семейного воспитания и взаимоотношения, в каждой конкретной семье.

Предлагаем возводить оптимальные данные в Приблизительную схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учеников (подано в дополнениях).

Итоги и анализ изучения семьи осуществляются классным руководителем систематически. За результатами таких психолого-педагогічних исследований применяются соответствующие формы и методы работы, планируется содержание педагогического всеобуча родителей класса, определяются семьи, которые требуют педагогической помощи и коррекции в воспитании детей.

Целесообразно отметить необходимость тесного взаимодействия психологической службы школы и классного руководителя. Именно практический психолог должен помочь педагогам и родителям найти выход из конфликтной ситуации, завладеть навыками и приемами межличностного общения и тому подобное.

Рассмотрим следующий аспект организации работы с родителями в современном образовательном заведении: объединение родителей в сплоченный коллектив.

Ведущей формой работы с родителями, которая характеризуется значительной педагогической целесообразностью, являются родительские собрания. Родительские собрания - это общественный орган, который своими решениями определяет задание, содержание, направления работы родительского коллектива, класса образовательного заведения. Порядок их проведения является произвольным, на усмотрение классного руководителя (учителя начальных классов). На родительских собраниях сплачивается коллектив родителей, формулируется общее мнение относительно актуальных проблем жизнедеятельности класса, коллективная ответственность родителей за весь класс в целом, и за каждого конкретного ребенка, формируется педагогическая культура родительской общественности. Классные родительские собрания обнаруживают мысли и точки зрения как родителей, так и учителя, производят коллективные решения и общие единственные требования к учебе и воспитанию детей. Эффективность классных родительских собраний в значительной мере зависит от выбора учителя для обсуждения с родителями актуальных для них педагогических проблем.

На родительских собраниях происходит избрание родительского комитета класса; подведение итогов работы с учениками, систематическое ознакомление родителей с заданиями, новым содержанием и направлениями учебно-воспитательного процесса, спецификой работы современного заведения образования. Родители получают информацию о нормативно правовой подпочве нововведений в образовании, мету внедрение новых предметов и курсов.

Основная часть родительских собраний класса направлена на формирование педагогической культуры родителей и должен быть выражен в любой форме - лекция, беседа, дискуссия, диспут, педагогические чтения, и тому подобное.

Периодичность проведения родительских собраний - 4-5 раз в год, но в случае педагогической необходимости их количество может быть увеличено. Кроме классных родительских собраний могут организовываться собрания за параллелью классов, общешкольные родительские собрания.

На классных родительских собраниях по предложению родителей, классного руководителя, формируется родительский комитет класса в составе 5 лиц (в полных классах). Родительский комитет класса - это постоянно действующий орган, который способствует укреплению связей семьи, образовательного заведения, общественности, привлечению всех участников, к активной жизнедеятельности классного коллектива, организации содержательного досуга школьников, педагогического всеобуча родителей, и тому подобное.

Высшим коллегиальным органом родительского и общественного самоуправления в школе являются общие собрания (конференция) участников воспитательного процесса, которые сзываются не меньше однажды на год. На этих собраниях создается совет общеобразовательного учебного заведения. В период между общими собраниями (конференцией) она является постоянно действующим органом родительского и общественного самоуправления. В совет избираются представители от педагогического коллектива, ученики основной и старшей школы, родители и представители общественности.

По решению общих собраний (конференции) в учебных заведениях всех типов и форм собственности может создаваться попечительный совет как орган самоуправления, которое формируется из представителей органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, учебных заведений, родителей, отдельных граждан, с целью привлечения общественности к решению проблем образования, обеспечения благоприятных условий, для эффективной работы общеобразовательного учебного заведения.

Именно попечительные советы могут широко получить современные образовательным заведениям к решению вопросов укрепления материально-технической, учебно-производственной, научной, культурно спортивной, корекційно-відновлюючої и актуально оздоровительной базы общеобразовательного учебного заведения, формирования педагогической культуры родительской общественности.

Приоритетным аспектом в организации работы образовательного заведения с родителями является организация педагогического всеобуча с целью формирования их педагогической культуры.

Содержание работы по формированию педагогической культуры родителей можно определить как специально организованную деятельность по предоставлению помощи современной семье в выполнении ею воспитательной функции.

Методологической подпочвой этой педагогической деятельности является право каждого ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ей возможность всестороннего развития и семейного благосостояния.

Формирование педагогической культуры родителей является частью социальной политики современного украинского общества, поскольку послабление института семьи - серьезная проблема социальной политики государства.

Важно задание образовательного заведения, учителя, - помочь родителям в выполнении ими функции воспитателей. Под этими функциями понимается не только создания гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок: определенного образа жизни и доброжелательных взаимосвязей всех членов семьи.

Следовательно, формирование педагогической культуры современной семьи - это процесс воспитания и перевоспитания взрослых: родителей, других членов семьи, даже опосредствовано детей, и который может быть полезным и необходимым и тем родителям, которые не чувствуют проблемы, воспитывая своих детей.

Формирование педагогической культуры родителей в современном заведении образования осуществляется через университеты педагогических знаний, лектории, для родителей, покласний педагогический всеобуч.

Университеты педагогических знаний, которые объединяют несколько документов, создается за содействием отделов образования на уровне районов, попечительных советов заведений образования и советов школ и работают на общественных началах. Факультеты охватывают родителей детей определенных возрастных групп: младшего, среднего, старшего школьного возраста. До работы в университетах привлекаются ведущие педагоги, психологи, медики, юристы, социологи и другие специалисты.

Лектории для родителей создаются в образовательных заведениях и объединяют родительскую общественность, заинтересованную в глубоком и обстоятельном изучении какой-то определенной проблематики: "Родители - главные воспитатели", "Возможности семьи по духовному развитию личности", "Здоровый образ жизни семьи и физическое воспитание детей", и тому подобное. Ценность лекции заключается в том, что ею можно охватить практически все проблемы семейного воспитания, из которых родители имеют ограниченные знания, а их изучение не всегда посильно для самостоятельного прорабатывания.

Во многих образовательных заведениях, отдавая должное лекции как важной форме педагогического всеобуча родителей, разрабатывают тематики лекции, их содержание, составляют списки заказной литературы к каждой лекции, "Достопримечательности учителю по организации лекции для родителей".

Наиболее целесообразной формой педагогического всеобуча родителей считается покласна, при которой учитель отходит от традиционного монолога (лекции, беседы), совмещает индивидуальную работу с группами родителей, педагогическое общение с отдельными членами семьи, широко привлекает психолого-педагогічне консультирование членов семей по вопросам учебы и воспитания детей, тестирования и анкетирования родителей и детей, тренингов, практикумов, рольових игр, и тому подобное, направленных на установление в семьях крепких морально-этических связей между взрослыми и детьми, атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной співпричетності, друг к другу.